Решение проблемы преемственности в ГОУ Прогимназии № 1720.

 

Основным критерием успешности реализации образовательной программы является степень достижения важнейшей её цели – реализации каждым учеником права на получение качественного образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Организованная в прогимназии работа по преемственности обучения детей на дошкольной, I и II ступенях образования (5-ые классы) направлена на решение нескольких проблем:

- разработка единых требований к учащимся;

- соответствие норм и критериев оценки знаний, умений учащихся на

I и II ступенях образования;

- «стыковка» программ и учебников по изучаемым курсам наук;

- пропедевтика трудных тем программы, изучаемых в 5-ых классах;

- повторение и обобщение материала, изученного на более ранних 

ступенях обучения.

Учебный план 4 классов прогимназии и 5 классов гимназии №1520 составлен с учётом преемственности обучения и постепенного наращивания учебной нагрузки учащихся с учётом их возрастных возможностей.

 

               Часы в неделю

 

Учебный предмет

 

4 класс

 

5 класс

Русский язык

5

6

Литература

3

3

Английский язык

4

5

Франц./немец. язык

-

3

Математика

5

6

Окружающий мир

2

2

История

1 (москвоведение)

2

Физкультура

2

2

Музыка

1

1

Информатика

2 раза интегрированно

1

Технология

2

1

 

Для согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы в прогимназии практикуется перспективное изучение программного материала, мониторинг тенденций развития учащихся с дошкольного возраста по 5-ый класс, использование современных педагогических технологий в обучении. Работа прогимназии по УМК «Планета знаний», начатая в 2005/2006 уч.году, призвана помочь решить проблемы переходных этапов от дошкольной ступени к младшим школьникам, от младших школьников к среднему звену.

 

Преемственность ступеней образования.

 

         Функционирование групп кратковременного пребывания дошкольников помогает определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития каждого ребёнка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одарённых детей. В процессе занятий с детьми, медико-психолого-педагогических обследований определяется их готовность к школьному обучению:

- физическая готовность (уровень физического развития, соответствие возрастным нормам, группа здоровья),

- психическая готовность (уровень развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости),

- социальная готовность (система отношений с окружающим миром – сверстниками, родителями, игрушками, коммуникативные умения),

- дидактическая готовность (как субъекта учебной деятельности – развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве, окружающем мире).

         Занятия проводятся на материале пособий, рекомендованных Министерством образования РФ для подготовки дошкольников 5-6-летнего возраста к школьному обучению:

 Развитие речи и мир вокруг нас.                  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева         

                                                                          «По дороге к Азбуке»

 Обучение элементам письма.                       В.А.Илюхина                            

                                                                          «Волшебные линии»

 Основы  математических представлений.   Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина       

                                                                          «Раз-ступенька, два-ступенька»

         Работа с детьми по развитию речи развивает психофизиологические функции детей, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму, даёт первичные знания о речи, языке. Подготовку к слого-звуковому анализу слова, первые коммуникативные упражнения дети получают на материале основного пособия «По дороге к Азбуке». Разгадывание ребусов, загадок, опыт перекодирования разных шрифтов, опосредованное чтение рисунков активизирует речевую деятельность детей, расширяет круг владения языковыми средствами. Переход от повседневной речевой деятельности к системе русского языка продолжает в первом классе обучение по учебникам Т.М.Андриановой «Букварь» и «Русский язык» (УМК «Планета знаний»).

Занятия по обучению элементам письма готовят дошкольников к написанию букв. Прописывание наклонных прямых линий, овалов, кругов, дуг, деление линии на две и три части, разнообразные штриховки, закрашивание, обвод по контуру формирует задатки работы над каллиграфией в первом классе, плавно переводит детей на обучение письму по прописям того же автора (В.А.Илюхина «Прописи» 1-4 части, УМК «Планета знаний»).

         При дальнейшей реализации курса «Русский язык» во 2-4 классах коммуникативно-деятельностный подход в обучении помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования, формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, навыки организации учебной деятельности.

         Подача материала ведётся от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения – звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом и общем значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей, а также с позиций лексического значения. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина «орфограмма». Представления о предложении и тексте углубляются путём изучения роли в них слов как частей речи.

Принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей позволяют строить многие уроки русского языка как уроки словесности. Таким образом, широкая филологическая основа курса на I ступени образования и концентрический принцип изучения его содержания даёт возможность выпускникам прогимназии перейти на изучение русского языка в 5 классе по учебнику М.Баранова, Т.Ладыженской с достаточным багажом пропедевтических знаний по лексике, грамматике, фонетике, словообразованию и синтаксису.

         В программу «Литературное чтение» включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов, объединённые в блоки по темам и нравственно-эстетическим проблемам. Данное содержание определяется имеющимися у школьников знаниями об окружающем их мире, расширенными занятиями в группах кратковременного пребывания. Программа Э.Э.Кац (УМК «Планета знаний») не предусматривает монографическое изучение творчества писателя, но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в среднем звене. Дети учатся слышать голос автора, получают необходимые литературоведческие знания, которые помогают подготовиться к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах. Большое внимание уделяется технологии  выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Особое внимание обращается на формирование навыка чтения «про себя», внутренней речи, что немаловажно при переходе в 5 класс.

         В 1 классе введение в художественную литературу идёт через игру, что перекликается с методикой дошкольного развития речи. Значительное место отведено стихам, развитию восприятия звука, ритма, выработке навыка свободного чтения. Во 2-3 классах начинается работа над выявлением авторской позиции, представлениями о литературных жанрах. В 4 классе внимание направлено на связь художественной литературы и истории, формирование способности учащегося к самоанализу, расширение круга нравственных вопросов. Также программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников, проектные работы, что необходимо при обучении в гимназии. Учебник М.Снежневской, О.Хреновой «Литература» для 5 класса продолжает линию изучения психологической теории искусства, художественную оценку и самооценку, развитие творческих способностей ребёнка, перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт.

         Закладывая основы математических представлений дошкольников, воспитатели работают над развитием логического мышления детей, готовят базу для изучения состава чисел, проводят игровые тренинги на составление простейших задач по рисунку, знакомят детей с геометрическими фигурами. Учебник для 1 класса М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой «Математика» (УМК «Планета знаний») продолжает развитие математического мышления детей, формирование навыков устного счёта, решение выражений на основе состава числа, решение задач с использованием рисунка.  Далее во 2-4 классах идёт обучение рациональным способам вычислений, применению полученных навыков при решении практических задач, пониманию смысла арифметических действий и взаимосвязей между ними.

         Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так тема «Величины. Измерение величин» в начале 2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и «лентой времени» в 3 классе обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир». Эти связи  дают учащимся целостную картину окружающего мира, готовят к интеграции предметных курсов в среднем звене. Активное использование пропедевтики знаний, опережающего обучения на уровне разных структурных единиц курса – упражнений, уроков, разделов – обеспечивает подготовку к продолжению обучения в основной школе, готовит учащихся к гимназическому образованию.

Концентрический принцип построения курса позволяет при возврате к изучению темы расширять понятийный аппарат учащихся, совершенствовать практические вычислительные навыки, обучать детей анализу, синтезу и обобщению способов и методов, формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности. Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами, решение которых не алгоритмизируется. Умение моделировать условие задачи схемой, рисунком, таблицей очень важно при математическом моделировании на II ступени образования (учебник «Математика – 5» Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд).

Таким образом, отбор содержания программы учитывает преемственность с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

 

 

 

 

                  

 

Hosted by uCoz