Обучение по учебно-методическому комплекту
«Планета
знаний»
Предметное содержание, методы и организация всего
учебного процесса по данному УМК ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной
деятельности. Они предоставляют ребенку
условия для развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к
дальнейшему образованию и самообразованию.
Содержание
учебных предметов УМК ориентировано
на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и
интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для
проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в
различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми
знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не
рассматриваются как самоцель начального образования.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и
социально-личностное развитие ребенка.
УМК ориентирован на детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития и темпом
освоения учебного материала.
Структура учебников и рабочих тетрадей, сам учебный
материал, разделение его на инвариантную и вариативную части, разнообразные
творческие задания обеспечивают дифференциацию
образования, что предоставляет учителю возможность конструировать уроки с
опорой на индивидуальные возможности каждого ученика с учетом общего уровня
подготовленности всего класса, использовать разные формы и методы обучения.
Система заданий представляет на практике реализацию принципа единства и оптимального
сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Дети обучаются
разным способам получения и обработки информации, коммуникативным навыкам,
учатся объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания,
овладевают умением рефлексии.
В уроки включены развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность
предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность младших
школьников, выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Участие в
проектах обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся, умения
самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в
информационном пространстве. Проектная деятельность способствует формированию
умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение
кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания
и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения
новых познавательных и практических задач. В ходе работы над проектами у
учащихся формируются коммуникативные умения. В учебниках представлены
творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
Основная особенность комплекта заключается в его целостности: единстве структуры
учебников, единстве сквозных линий типовых заданий, единстве подходов к
организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Маршруты
уроков формируют у учащихся понимание
плана предстоящего обучения. Содержание и структура учебников предоставляют
возможность формировать у учащихся умения решать творческие задачи,
распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности,
самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных
задач, а также формировать навыки самоконтроля.
Деятельностная
основа усвоения предметных знаний и
использования их в практике обучения осуществляется посредством способов
организации учебно-познавательной деятельности детей. Большинство заданий
учебника носит творческий характер и требует интеллектуальных умений:
сравнивать, выделять, сопоставлять, обобщать, применять знания в нестандартных
ситуациях.
Практическое усвоение материала, а также опережающее
практическое ознакомление с фактами языка всех уровней создает предпосылки для
расширения лингвистического кругозора
учащихся.
УМК разработан в соответствии с новым Государственным
стандартом начального общего образования, состоит из учебников, рабочих
тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы.
Целевые
установки УМК:
-обеспечить условия для реализации принципов
личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного
процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности;
-создать для эффективного и оптимального практического
усвоения учащимися нового стандарта начального общего образования;
-сформировать, развить и сохранить у учащихся интерес
к процессу обучения;
-создать условия для сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс
разнообразных видов деятельности и построения для каждого учащегося своей
траектории осоения учебного материала;
-ориентировать учебный процесс на воспитание
нравственности ребенка.
Учебники имеют несколько уровней дифференциации и индивидуализации
обучения:
-разделение учебного материала на инвариантную и
вариативную части;
-распределение заданий по видам деятельности в
вариативной части (творческой, интеллектуальной, поисковой);
-блоки дифференцированных заданий;
-проектная деятельность, развивающая познавательную
деятельность ребенка с учетом его индивидуальных интересов.
Пространство для самостоятельной деятельности учащихся
создают блоки дифференцированных заданий, проверочные работы и тренинговые
листы к ним, проектная деятельность, задания на информационном листе.
Большое место занимает работа с текстом, направленная
на формирование первоначальных речевых знаний и коммуникативных умений.